Уважаемые дамы и господа,
Мы провели очень подробные, доверительные и содержательные переговоры, уделив приоритетное внимание проблемам, связанным с сирийским урегулированием.
Подтвердили нашу приверженность всем тем решениям, которые были достигнуты в Международной группе поддержки Сирии (МГПС) и затем одобрены СБ ООН в его резолюциях 2254 и 2268.
На данном этапе особое внимание уделяется обеспечению полного и неукоснительного соблюдения режима прекращения боевых действий при четком понимании, что из этого режима исключены ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и те, кто с ними сотрудничает. А также при понимании, что необходимо перекрыть контрабанду оружия и незаконную инфильтрацию боевиков в Сирию из-за границы, прежде всего через турецкую территорию.
Решение этих задач сделает более эффективной работу по расширению гуманитарного доступа. Вместе с тем, уже сейчас мы наблюдаем значительный прогресс в деле доставки гуманитарной помощи нуждающемуся населению. Отмечаем конструктивные усилия, которые предпринимает сирийское Правительство. Считаем, что здесь, тем не менее, можно сделать еще больше.
При всей важности задач прекращения боевых действий и доставки гуманитарной помощи, решающую роль в урегулировании сирийского кризиса должны играть политические переговоры, которые мы все обязались поддерживать в виде инклюзивного межсирийского диалога без каких-то предварительных условий и без вмешательства извне.
У нас вызывает озабоченность явное замедление усилий по продвижению переговорного процесса. По крайней мере, мы считаем, что очередной раунд межсирийских переговоров должен состояться как можно скорее.
Мы договорились продолжать сотрудничество в двустороннем формате и в рамках МГПС. Понимаем те озабоченности, которые испытывает Иордания в связи с влиянием на эту страну сирийского кризиса, прежде всего в виде огромного количества беженцев.
Задача борьбы с терроризмом является общей для усилий международного сообщества в том, что касается сирийского кризиса и ситуации в Ираке, о чем сегодня также подробно говорилось.
Убеждены, что в отношении Ирака международное сообщество должно, с одной стороны, активнейшим образом поддерживать антитеррористические усилия иракского Правительства, а с другой, поощрять внутрииракский диалог с целью выработки механизмов достижения национального согласия.
Обменялись мнениями о положении дел в палестино-израильском урегулировании, в том числе с учетом состоявшихся на этой неделе визитов в Российскую Федерацию Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и Министра иностранных дел Палестины Р.Малики.
У нас общая позиция, Россия и Иордания убеждены, что соответствующие резолюции СБ ООН, Мадридские принципы, Арабская мирная инициатива заложили прочную основу, на которой необходимо добиваться всеобъемлющего урегулирования.
Мы признательны нашим иорданским друзьям за последовательную поддержку деятельности «квартета» международных посредников. В свою очередь мы подтвердили нашу позицию в пользу налаживания самого тесного взаимодействия между «квартетом» и представителями Лиги Арабских Государств, в том числе, чтобы отстоять перспективу двугосударственного решения палестинской проблемы, при которой Палестина и Израиль, как независимые государства будут жить в мире и безопасности друг с другом и со всеми странами региона.
Обсудили двусторонние отношения. С обеих сторон было высказано удовлетворение их поступательным развитием. Недавно вступило в силу межправительственное соглашение о строительстве в Иордании атомной электростанции. Реализация этого важного проекта будет иметь очень важное значение, прежде всего для Иордании и для нашего сотрудничества.
Есть обоюдная заинтересованность в том, что касается наращивания поставок в Россию иорданской сельскохозяйственной продукции, повышения числа российских туристов, которые посещают Иорданию. Об этих и других вопросах шла речь на недавнем заседании российско-иорданской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Подтвердили приверженность выполнению всех договоренностей, достигнутых в рамках этого заседания.
Важное место в нашем сотрудничестве занимают военно-технические связи, которые также развиваются к удовлетворению обеих сторон.
Сегодня мы с моим другом, Министром иностранных дел Иордании Н.Джодой могли констатировать, что договоренности, достигнутые между Президентом России В.В.Путиным и Королем Иордании А. ибн Хусейном, в целом выполняются. Два министерства иностранных дел будут продолжать сопровождать усилия наших соответствующих ведомств.
Министр иностранных дел Н.Джода пригласил меня посетить Иорданию с ответным визитом. Я с удовольствием принял это приглашение.
Вопрос (адресован Н.Джоде): Только что Вы упомянули, что в ходе переговоров обсуждалась ситуация с беженцами, а также сотрудничество в рамках МГПС. Есть ли какая-либо форма координации «на земле» между двумя странами?
С.В.Лавров (добавляет после Н.Джоды): Добавлю только, что мы с иорданскими друзьями взаимодействуем как в МГПС, так и по двусторонним каналам. Как вы помните, в Аммане в свое время был создан российско-иорданский информационный центр, который весьма полезен для согласования практических действий между Россией и Иорданией и является очень эффективным механизмом для того, чтобы российские военные поддерживали контакты с американскими коллегами по вопросам, связанным с антитеррористической борьбой в Сирии.
Вопрос: В некоторых израильских СМИ появилась информация, что недавний визит Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Москву ознаменовал новый этап российско-израильских отношений, характеризующийся более тесным сотрудничеством. В этой связи Израиль якобы готов предоставить России функцию главного посредника в палестино-израильском урегулировании. Насколько достоверна эта информация?
С.В.Лавров: Действительно, как в очередной раз на этой неделе подтвердил визит в Россию Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, наши отношения обретают очень устойчивое новое позитивное качество. Помимо глубоких взаимных симпатий наших народов друг к другу, помимо наличия очень перспективных взаимовыгодных экономических и инвестиционных проектов, нас сближает еще практически очень близкое видение проблем региона и, прежде всего, понимание необходимости бескомпромиссной борьбы с терроризмом без каких бы то ни было двойных стандартов. Я убежден, что урегулирование палестино-израильского конфликта и в более широком смысле арабо-израильского конфликта, конечно, помогло бы не допускать, чтобы молодежь арабских стран становилась легкой добычей для вербовщиков из «террористического интернационала».
Насчет того, кто является или может являться главным посредником в палестино-израильском урегулировании, то замечу, что общепризнанным посредником является «ближневосточный квартет» в составе России, США, ЕС и ООН. На разных этапах деятельности этого координационного механизма то один, то другой его участник брали на себя инициативу по продвижению мирного процесса и поиску компромиссов, когда ситуация заходила в очередной тупик, но неизменно все это делалось в русле принципиальных параметров, одобренных в рамках «квартета» и поддержанных во многих резолюциях Совета Безопасности ООН. Россия, действительно, имеет очень хорошие и доверительные отношения и с палестинцами, и с израильтянами, и мы готовы использовать это свое сравнительное преимущество максимально активно для того, чтобы все-таки преодолеть нынешний тупик и выйти на возобновление прямых переговоров. Как я уже сказал, мы будем делать это в рамках единой позиции «квартета» и сохраняя в полной мере солидарность этой «четверки». Мы также будем продвигать значение самого тесного взаимодействия между «квартетом» и ЛАГ, как автора Арабской мирной инициативы, имеющей важнейшее значение для наших дальнейших усилий.
Вопрос: На каком этапе находится процесс размежевания умеренной оппозиции и террористических группировок в Сирии? На прошлой неделе Вы сказали, что сроки, данные оппозиции, уже подходят к концу. Какие меры будет предпринимать Российская Федерация? И какую роль в этом может сыграть Иорданское Хашимитское Королевство?
С.В.Лавров: Я считаю, что это очень важный вопрос с точки зрения эффективности всех наших усилий по недопущению триумфа террористов в Сирии и по продвижению межсирийского политического диалога.
С момента одобрения СБ ООН решений МГПС прошло уже много месяцев, времени больше, чем достаточно для любого вооруженного формирования, чтобы сделать свой выбор – присоединяться к режиму прекращения боевых действий или нет. Поэтому мы нашим американским партнерам, как лидерам известной коалиции эту мысль высказали и напомнили им о том, что дальше ждать уже будет контпродуктивно с точки зрения наших общих антитеррористических задач. Наряду с «Джабхат ан-Нусрой» и ИГИЛ, все те вооруженные формирования, которые либо не присоединились к режиму прекращения боевых действий, либо присоединились, но нарушают его, должны понести всю полноту ответственности. Рассчитываю, что наши американские коллеги, которые согласились с этой логикой, присоединятся к нам в практических действиях, чтобы не позволять использовать нынешнюю ситуацию для укрепления позиций террористов «на земле».
1.04.2024
Принц Иордании приехал в Чечню
31.03.2024
Рейсы в Иорданию возобновлены из аэропорта "Домодедово"
22.03.2024
Иордания осудила теракт в "Крокусе"
Всех заинтересованных в установлении и развитии сотрудничества с деловыми кругами стран Арабского Востока приглашаем обратиться в Российско-Арабский Деловой Совет по адресу:
109012 г. Москва, ул.Ильинка, 5/2
тел./факс + 7 (495) 929-02-55
тел. + 7 (495) 929-03-13/15/16
эл.почта: rads@tpprf.ru
сайт: www.rusarabbc.ru